icon_menu

Меню

logo logo
Обсудить проект
Закрыть icon
Обсудить проект
Выберите услугу или услуги, которые вам интересны и оставьте номер телефона — мы перезвоним в удобное время.
Девелопмент
Генеральное проектирование
Генеральный строительный подряд
Испытательный центр

17.09.2024

icon

История архитектуры окон

Когда-то великий архитектор Ле Корбюзье сравнил окна с глазами зданий.
icon
Многие знают и его знаменитую фразу: «История архитектуры – это история борьбы за окна». С самых древних времен и до сегодняшнего дня, в зависимости от времен и моды, окна меняли свою форму, размеры, заполнение и конструктивные особенности. Неизменным осталось лишь их функциональное значение. Сегодня мы проследим основные вехи в истории архитектуры окон и немножко заглянем в будущее.

Первобытные окна

20090403ChufutKale23.jpg

Если Петр I прорубил окно в фигуральном смысле, то древние люди делали это в буквальном смысле. Никто не знает, когда и кто именно решил впустить в жилище естественное проветривание и освещение через окно.

Самыми первыми окнами историки считают дымоходы, которые служили одновременно для удаления едкого дыма от огня из жилого помещения и освещения места приготовления пищи. Подобные окна и сегодня можно встретить там, где еще сохранились бани «по-черному» без труб.

Чуть позже окна появились и в стенах. Это были точно такие же дыры, что и в потолке. Архитектурным элементом человеческого их назвать сложно, но их размеры и расположение учитывали климатические особенности региона. Их открывали в дневную летнюю жару, а в зимние холода держали закрытыми шкурами или плотной тканью. Примеры таких окон можно найти у современных жителей севера, которые до сих пор проживают в традиционных юртах и вигвамах.

Древние окна

06318a5f0685998a28b13198f342fd5b.jpg

В Древнем Египте окна не жаловали. В храмах были лишь узкие вертикальные или горизонтальные щели, пропускающие точечный свет, а дома проектировали и вовсе без окон. Все потому, что египтяне панически боялись того, что через окна во внутренние помещения зданий могут проникнуть злые духи и обычные птицы, которые считались как посланниками смерти, так и предвестниками великой неминуемой беды.

В древнегреческих домах окна также представляли из себя тонкие щели, но не из-за боязни духов и птиц. К тому же далеко не во всех помещениях дома они прорубались. Иметь окна разрешалось только на мужских половинах и только в залах для пиршеств, поэтому их строили на южную сторону, чтобы солнечный свет подчеркивал торжественность момента. Женщины же долгое время обходились без естественного света.

А вот в Древнем Риме, напротив, окна любили, в том числе стеклянные, чтобы продемонстрировать свою состоятельность. Даже Цицерон говорил: «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом». Древние римляне были первыми, кто начал использовать остекленные окна в архитектурных целях. Именно они обнаружили способ изготовления прозрачного стекла, введя в этот процесс оксид марганца. Это произошло в Александрии в 100 г. н.э. Считается, что первые стеклянные окна были установлены в термах Помпеи, где размеры проема составляли вполне приличные 90х120 см. Несмотря на низкое качество, окна из литого стекла появились в самых важных зданиях и в роскошных виллах. Но с закатом Римской империи прогресс в области технологий производства стекла замедлился, и ничего совершенно нового обнаружено не было вплоть до Средневековья.

Волоковые окна

DSC_0362-1024x681.jpg

Пока богатые люди старались украсить свои дома стеклянными окнами, простой люд придумывал всевозможные способы, чтобы пропустить в дом хоть немного света. Использовали тонкие роговые пластины, бычьи мочевые пузыри и икорные пленочные мешки, промасленную или пропитанную жиром бумагу, а зимой даже лед с соседней речки. Все эти заменители оконного стекла можно было встретить у бедняков до середины XIX века. Где-то окна так и оставляли просто открытыми.

А для самих окон была придумала интересная закрывающаяся конструкция. В домах устанавливали пусть и маленькие, но настоящие оконные переплеты, которые внутри дома закрывались на «волок» - задвижной ставень, а снаружи – закрывались уже привычными ставнями. Все створки оббивали сукном и мехом. Таким образом пытались снизить теплопотери. Для украшения приделывали наличники с орнаментом — оберегами, символами для защиты от злых духов и бедствий.

Примечательно, что, в отличие от древнегреческих домов, в домах древнерусских, помимо общей горницы, окна обязательно делали в светелках – женских комнатах, чтобы облегчить чисто женский труд по прядению, вязанию, вышиванию.

Слюдяные окна

-525_3.jpeg

Среди тех, кто все же был побогаче, довольно большое распространение, особенно на Руси, имели слюдяные окошки. Слюду – слоистый природный материал – добывали и шлифовали до определенной степени прозрачности. В Европу слюда попадала из России и иногда ее называли московским стеклом или хрусталем.

Для слюдяной оконницы в домах также делался специальный деревянный оконный переплет. А саму оконницу изготавливали из слюды и железа. Листы слюды привозили неправильной формы и небольшими кусочками — они и определяли узор. Мастеру приходилось соединять между собой небольшие по размерам кусочки слюды с помощью металлических пластин, которые образовывали прямую или косую сетку, и вставлять их в паз деревянной рамы, который помещали в оконный переплет.

Изначально такие окна ставили в царских, княжеских и боярских домах, изредка у зажиточных крестьян, которые рубили избы недалеко от месторождений материала. К слову, в царском дворце до XVIII века слюдяных окон было больше, чем стеклянных. Однако, когда добыча минерала расширилась, то и простой люд смог глядеть на мир сквозь неё.

Лунные окна

6056f9fca7e358f8e1a94faf2bf9e408.jpg

Тем временем в Европе продолжали искать новые формулы стекла. Так появились лунные окна, а точнее окна с лунными стеклами. Впервые стекла по новой технологии были изготовлены в Германии в XI веке.

Горячую стекломассу брали на кончик стеклодувной трубки, делали заготовку, раскручивали ее до получения стеклянного диска. Потому и назвали этот способ «лунным» – из-за округлой формы получаемого предмета. Далее из небольших лунных дисков, при помощи свинцовых оправ набирали целые окна. Изначально диаметр получаемых дисков был достаточно небольшим, но к XVIII—XIX векам их размер стал достигать полутора метров. «Лунное стекло» характеризовалось незначительной прозрачностью из-за его волнистой неровной поверхности. Но главным недостатком «лунного стекла» было наличие следа от понтия в центре диска, хотя и этот технический недостаток стали впоследствии обыгрывать декоративно в наборных витражах.

И если на Руси слюдяные оконца изначально устанавливали в царских палатах и боярских домах, то окна с лунные стекла стали характерной чертой средневековой и ренессансной архитектуры дворцов и рыцарских замков. Их до настоящего времени можно увидеть во многих старинных европейских зданиях.

Витражные окна

window-glass-material-stained-glass-art-stained-glass-window-daylighting-472410.jpg

В истории появления витражных окон довольно много пробелов. Однако, можно с точностью утверждать, что они стали настоящим украшением архитектурного облика зданий и их внутреннего убранства. Наибольшее распространение, как утверждают историки и искусствоведы, витражи получили в Европе с IV по Х век, когда технология изготовления больших стеклянных листов еще не была усовершенствована. Думается, что при изготовлении витражных окно мастера также пользовались опытом создания слюдяных и лунных оконец.

Классическим вариантом составления витражей для окон считается мозаичная техника из кусочков стекла. Она появилась из-за того, что первое получаемое прозрачное стекло в листах было тонким, хрупким и кривым. Поэтому такие листы специально раскалывали, а затем мастера набирали большую по размерам композицию из фрагментов, скрепленных между собой каркасом из алебастра или свинцовым профилем.

Примерно с Х века витражи стали неотъемлемой частью готических соборов. Считается, что именно с соборов и началось использование в архитектуре крупномасштабного остекления. Особенности готической архитектуры позволяли создавать целые оконные картины высотой до 12 метров. Для изображений выбирались библейские сюжеты, чтобы усилить молитвенный настрой прихожан. Лишь с XVI века орнаментными витражными окнами начали украшать и светские здания.

Венецианские окна

1638355708_21-pro-dachnikov-com-p-venetsianskoe-okno-v-arkhitekture-foto-26.jpg

После того, как были созданы деревянные окна, конструктивный принцип которого сохраняется неизменным и по сей день, пришла пора появления окон, которые изменили навсегда архитектурный облик зданий. Первыми из них считаются венецианские окна, которые по-другому называют бифорием.

Такие окна появились в венецианских палаццио в XV веке. Это двойные или тройные окна, разделённые колоннами или пилястрами на симметричные или несимметричные части, которые объединены общей аркой или треугольным фронтоном и имеют пышный, декоративный вид. Венецианские окна часто украшали каменной резьбой и инкрустацией разноцветным мрамором.
Дело в том, что Венеция, начиная с момента возникновения республики, на несколько столетий стала единственным мировым центром стеклоделия. Венецианские мастера разработали собственные секреты составов и методов изготовления стекол. К стеклодувам подключились архитекторы. Накопление строительного опыта позволило архитекторам менять высоту строения и пропорции зданий и окон в них.

Французские окна

windows-old-apartment-building-sunlight-daytime-paris-france_181624-23368.jpg

Со временем человечество стало делать рамы шире, а стекла тоньше. И в архитектуре на первый план начало выходить создание пространств удобных, комфортных и, самое главное, приятных для жизни. Широкомасштабное производство плоского оконного стекла впервые началось в XVII столетии во Франции. Теперь воздушный компрессор надувал стеклянный пузырь, который мог быть продольно разрезан, заново нагрет, положен на железный стол, где он распластывался от собственной тяжести.

Тогда в теплом климате Прованса и появились французские окна, которые на родине называют портфенетр (дверь-окно), просто потому что высота оконной рамы достигает высоты дверного проема. Все для того, что пустить в дома как можно больше света, воздуха и красоты окружающей природы регулярных садов и парков. Кстати, сегодня французскими называют любые конструкции, чей световой проем больше обычного.

Оконная конструкция представляет собой сильно вытянутый по вертикали проем с мелкой расстекловкой, арочным завершением и французским балконом в нижней части — небольшим выступом с узорной решеткой. Портфенетр также характеризуется отсутствием подоконников и вертикальной перемычки, для возможности панорамного вида, а также минимальной высотой порогов. Увеличение уровня инсоляции научились регулировать с помощью ставень, которые затем трансформировались в жалюзи. Со временем ставни-жалюзи стали неотъемлемым элементом декора французских окон, а значит и всего фасада здания.

Русские окна

Эрмитаж_Санкт-Петербург.jpg

За волоковыми и слюдяными окнами в Россию пришли стеклянные. Увеличенные оконные проемы с большим стеклом, пропускающими много света, увидел в Европе царь Петр I и повелел ввести такую моду в России. Считается, что он приложил руку к проектированию первых стеклянных окон в Санкт-Петербурге, которые все же сделал меньшего размера, по сравнению с европейскими, в соответствии с менее благоприятными климатическими условиями.

Долгое время стекла для изготовления большого количества окон не хватало. Собственная стекольная фабрика в России появилась еще в 1635 году, а до шести заводов мощности производителей увеличились лишь к XVIII веку. Большая часть стекла шла на постройку зданий в новой столице, чтобы ее архитектурный ансамбль выглядел блестяще, в том числе за счет увеличенных остекленных окон. Провинция же продолжала жить за слюдяными окнами.

Однако в России большие окна не пользовались по-настоящему большим спросом вплоть до середины XIX века. Ситуация изменилась в связи с увеличением объема производства, а также с изобретением русским инженером немецкого происхождения Францем Фридрихом Вильгельмом Сан-Галли системы водяного отопления. Чтобы продемонстрировать возможности новой системы, Сан-Галли возвел на Петровском острове несколько домов с водяным отоплением и увеличенными оконными проемами. Тем самым он доказал, что большие окна могут появляться и в домах в стране с суровым климатом, если продуманы системы отопления и проветривания.

Советские окна

94b37f7a34b242eed5d0657a50e7810a.jpg

С приходом нового политического строя в нашей стране появились похожие друг на друга, типовые дома с одинаковыми, скучными деревянными окнами. Претензию на индивидуальность прагматично заменили «социальной гарантией» получения заветных квадратных метров личного пространства. Особенно это заметно в эпоху «хрущевок» и «брежневок». В них окна отличались не только стандартным размером (высотой 1,53 метра и шириной от 0,69 до 2,8 метра, в зависимости от количества створок), но и вечно дребезжащими стеклами.

Одним словом, особым качеством и презентабельностью они не отличались, зато по цене были доступны любому советскому гражданину. Про них шутили, что «у деревянных рам имеется один огромный плюс: щели в них были настолько большие, что зимой почти никогда не нужно открывать форточку», и рисовали карикатуры. Эксперты говорят, что 41% потери тепла из дома той эпохи приходилось именно на окна из-за их межсезонной деформации.

Несмотря на все недостатки, советские оконные блоки изготавливали из цельного деревянного бруса, который, при желании, можно было самостоятельно починить и перекрасить. А их размеры соответствовали Единой Модульной Системе, а значит стандартное окно можно было установить на любой стройке в любой точке Советского Союза.

Пластиковые окна

room-interior-design_23-2148899479.jpg

Пока в Союзе разрабатывали модели деревянных окон для разных серий типовых домов, в США активно внедряли в производство поливинилхлорид. Первые инженерные расчеты были неверны, прочность оказалась низкой, а конструкция — несовершенной. Поэтому и первые пластиковые окна американцам не понравились. Пластик считали некачественным, «одноразовым» материалом, годным лишь для детских игрушек и недолговечной тары. Материалом, который, к тому же, «не дышит». На то, чтобы доказать покупателям надежность, качество и прочие достоинства пластиковых окон, у американских производителей ушло около 20 лет поисков лучшей формулы, после чего продажи резко увеличились.

Параллельно с США массовое производство поливинилхлорида началось в Германии. Первые конструкции готовых оконных рам из ПВХ сошли с конвейера в 1931 году по запатентованному способу. Понять реакцию рынка не успели, с началом Второй Мировой войны, проект по созданию пластиковых окон отложился на десятилетие. А вот в послевоенное время перед страной встала проблема сравнительно дешевого восстановления зданий, разрушенных в ходе боевых действий, и производство пластиковых окно возобновили. Был разработан металлический оконный каркас, покрытый пластиком. Однако и здесь приходилось доказывать качество таких окон, устанавливая их клиентам бесплатно, чтобы прорекламировать.

Считается, что повышению спроса на пластиковые окна способствовал энергетический кризис в 70-х годах. Чуть позже были оценены и архитектурные возможности окон из ПВХ, ведь у архитекторов появилась полная свободу в выборе форм и пропорций окон, в гармонизации их с фасадом.

Современные окна

windows_1203-807.jpg

Современные системы отопления и вентиляции в тандеме с инновационными материалами привели к тому, что сегодня окно вполне может заменять собой стену и стать составным компонентом сложных абрисов строений. Изготовители окон разрабатывают все новые и новые технологии по улучшению видимости, безопасности и комфорта, десятки разновидностей оконных блоков.

В связи с этим архитекторы вновь пересмотрели свое отношение к окнам. Это уже не просто проем в стене, созданный для освещения, вентиляции и эстетического удовольствия от пейзажей. Окно оказывает воздействие на восприятие пространства, эксплуатационные параметры строения, детали экстерьера и интерьера. Некоторые архитекторы говорят, что окна с некоторых пор растворились в стенах и позволяют стенам растворяться в окружающем пространстве.

«Сейчас архитекторы уделают особое внимание окнам, как полноценной декоративной части фасада. Это уже не просто источник света для помещений или необходимое заполнение проемов. Окна постепенно увеличиваются в размерах по горизонтали и вертикали, получают интересную расстекловку, все чаще заменяют такие элементы, как эркеры лоджий или выступающие балконы. Все это дает возможность задавать фасаду новый ритм, сделать его более стильным, используя, опять же, приемы минимализма», — отметила в одном из интервью Татьяна Бровкина, руководитель архитектурного отдела ГК «Глобал ЭМ».
архитектура
блог