Однажды Василий Леонидович Глазычев сказал: «Нет общественного пространства – нет города». Он считал, что общественные пространства и есть сам город.
Вот только понятие «общественные пространства» до сих пор не имеет в Градостроительном кодексе РФ ни статуса, ни определения. Отсутствуют, следовательно, и его конкретные характеристики, и нормируемые показатели. В различных населенных пунктах их пытаются определить самостоятельно.
Площади, парки и прогулочные зоны в городах проектируют с давних пор, но понятие «общественное пространство» появилось относительно недавно, в 1958 году в труде о человеческой жизни в обществе ученой Ханны Арендт под названием «Vita Activa, или О деятельной жизни». Примерно в это же время в СССР была создана теория социально ориентированного общественного пространства. Все подобные изыскания тех лет демонстрировали прямую взаимосвязь таких пространств, комфортности проживания в городе и психологического здоровья горожан, а значит имели целью показать насущную необходимость их создания. Люди стали слишком автономны и изолированы, но осталась естественная потребность в общении и свежем воздухе.
Начнем с того, что общественное пространство – это специальная городская территория, используемая всеми горожанами без исключения для рекреации, досуга и общения. Кто-то использует его в противовес местам проживания и работы, кто-то называет их «местами концентрации жизненной энергии города», кто-то вспоминает, что изначально они являлись местом встреч городского сообщества.
В любом случае, общественное пространство имеет ряд характеристик, которые могут незначительно меняться, в зависимости от назначения такого пространства:
- оно открыто и легкодоступно, в т. ч. для людей с ограниченными возможностями;
- оно заметно и понятно издалека и вблизи, иметь привлекательный облик;
- оно комфортно и безопасно для пребывания и логично организоавно;
- оно должно иметь спектр занятий, в т. ч. позволять организовывать мероприятия;
- оно оборудовано зонированно, с учетом интересов разных групп;
- оно свободно от городского транспорта, но связано с его сетью;
- оно ограничено городской застройкой, но гармонично в нее вписано;
- оно улучшает имидж отдельного микрорайона и города в целом;
- оно формирует чувство общности и помогает проявлять социальную активность;
- оно уникально, не имеет аналогов.
С принятием в 2011 г. ФЗ № 41 в Градостроительном кодексе появились требования по учету в генеральных планах стратегий и про¬грамм социально-экономического развития территорий. Однако эти требования пока не оказали суще¬ственного влияния на разработку системы общественных пространств. Поэтому не существует и точной классификации таких мест.
Одни урбанисты пытаются классифицировать общественные пространства по масштабу: городское-районное-микрорайонное или центральное-главное-второстепенное, другие – по прямому назначению или виду использования, что дает проектировщику генерального плана большее понимание его грамотного расположения и наполнения.
Итак,
социально-событийные общественные пространства предполагают возможность проведения массовых мероприятий, а значит должны создаваться с учетом многочисленности участников и соответствующего мероприятиям зонирования и комфортного пребывания как публики, так и выступающих. На уровне города, чаще всего для них используют уже имеющиеся большие городские площади. На уровне района проектирование таких пространств включает в себя возможность посещения мероприятия минимум всеми его жителями.
Разновидностью таких пространств являются
пространства общественно-политические, для проведения политических выступлений и митингов. Но их специально никто не проектирует, они возникают исторически или стихийно.
К
культурно-досуговым общественным пространствам относят места проведения свободного времени, как в ненавязчивой форме, так и с возможностью расширения культурного кругозора населения. Обычно их проектируют вокруг музеев, театров, выставочных комплексов, лекториев, крупных образовательных учреждений (институтов, университетов), туристических достопримечательностей. Они оборудуются комбинированными местами ожидания, местами для чтения и тихих настольных игр, выставочными, театральными, детскими, видовыми площадками, малыми торговыми объектами и т.д.
Интересно, что к общественным пространствам этой категории некоторые урбанисты относят и известные городские кладбища. В пример приводят Пер-Лашез в Париже, где, помимо скорбящих по безвременно ушедшим, собираются музыканты и гуляют молодые мамы с колясками. Но это редкое исключение.
Зелеными рекреационными пространствами являются парки, сады, скверы, зеленые прогулочные зоны, реже набережные, которые позволяют горожанину не только прогуливаться, но и заниматься активными видами спорта и играми, восполнять недостаток кислорода, поддерживать связь с природой, что немаловажно для ментального здоровья. Здесь проектируют беговые, велодорожки, трассы для роллеров, экотропы, площадки для занятий физкультурой и выгула собак.
Для тех горожан, кто любит проводить время прямо около дома общественными пространствами являются открытые дворы и детские площадки, прогулочные бульвары, скверы и небольшие парки, спортивные площадки у дома. Такие
пространства называют повседневными, потому что, в большинстве случаев, они находятся в шаговой доступности.
В настоящее время в проектировании общественных пространств на уровне генеральных планов городов наблюдается сложная и противоречивая картина. Однако новые общественные пространства появляются в городах и населенных пунктах все чаще. Работа с ними – важная и ответственная задача, поскольку их преобразование и создание непосредственно сказывается на облике, даже имидже города. В следующих статьях мы постараемся рассказать о принципах проектирования различных общественных пространств.