icon_menu

Меню

logo logo
Обсудить проект
Закрыть icon
Обсудить проект
Выберите услугу или услуги, которые вам интересны и оставьте номер телефона — мы перезвоним в удобное время.
Девелопмент
Генеральное проектирование
Генеральный строительный подряд
Испытательный центр

31.08.2022

icon

Татьяна Бровкина о том, что храм нужно строить по канонам и по велению души

О канонах и современности православной храмовой архитектуры рассуждает руководитель архитектурного отдела ГК «Глобал ЭМ» Татьяна Бровкина.
icon
В начале августа Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге анонсирован сдачу в эксплуатацию храма Всех Скорбящих Радость на проспекте Обуховской Обороны и начало работ по воссозданию храма Святых Благоверных князей Бориса и Глеба на Синопской набережной. Вернуть все утраченные святыни не получится, их место заняли не менее значимые для города инфраструктурные объекты и жилые кварталы. Сожалеть об этом не стоит, ведь новые районы нуждаются в новых храмах в гораздо большей степени. Не потому, что храмы являются красивыми архитектурными доминантами или, как сейчас говорят, точками притяжения. Людям нужны ориентиры, которые притягивают не столько взгляд, сколько и душу.

- Какой должна быть архитектура современной православной церкви, чтобы отвечать потребностям общества, традиционной или продвинутой?

Т.Б.: Мнения архитекторов о храмостроении в новой России можно условно разделить на канонические и новаторские. Одни коллеги считают, что держаться следует классики и «старой школы», развитие которой было прервано в начале ХХ века. Другие полагают, что традиционный подход не соответствует запросам нового поколения. На мой взгляд, церкви слишком долго воспринимались общественностью через призму устоев светского государства. Они стали для людей просто архитектурными памятниками, утратили свой изначальный смысл, не просто общественного здания, но дома Бога на земле. Поиск новых форм в храмостроении может лишь усилить эту функциональную подмену. Вернуться следует к канонам. Но каким?

Как изобразить невидимое? Как придать форму духовному? Этим вопросом точно также задавались первые иконописцы и архитекторы. Они творили по велению души, по наитию, с молитвою. Так, вероятно, и появились те простые архитектурные решения, которые стали одними из универсальных символов православия.

Чаще всего, это обычный внешне четырехстолпный храм с крестово-купольным перекрытием с тремя нефами, стройный и статный, который ассоциируется у верующих с пламенеющей свечой. Самое важное в православном храме всегда находится внутри. Правильно организованное, гармоничное пространство для богослужений, совместной молитвы в сочетании со необходимыми для этого вспомогательными помещениями и техническими параметрами. Но главная красота храма всегда должна спускаться благодатью из подкупольного пространства. А весь создаваемый образ – вызывать благоговение и покой. Это и есть основные каноны. В остальном архитектор лишь пытается донести через форму свое видение божественности, стараясь избегать слепого повторения «образцов».

Здания православных храмов всегда узнаваемы среди культовых построек других конфессий. Они остаются таковыми, именно благодаря преемственности и традициям. Поэтому считаю, что при проектировании нарушать каноны православных храмов не следует, чтобы не потерять все те внешние и внутренние признаки, которые делают храм именно православным. А потому новаторство и эксперимент, в данном случае, это антагонисты православной архитектуры.

- И, все-таки, есть ли видимые отличия современных храмов, по сравнению со старинными?

Т.Б.: Если при возведении храма придерживались указанных канонов, то успешная реализация, без видимых отличий, зависит от мастерства архитектора и строителей. Есть прекрасные примеры храмов, построенных в XXI веке, которые сложно отличить от старинных зданий. Это говорит о том, что были полностью или почти полностью сохранены и архитектурные решения, и материалы, и технологии строительных работ прошедших эпох. Есть мнение, что духовная аура таких храмов, все равно не ощущается достаточно сильной, но в этом вопросе помочь может только время. Ведь самые светлые чудодейственные храмы так и называют намоленными, ведь в них молились не одно столетие. 

Один из ярких примеров грамотного современного церковного строительства является храм Всех Русских Святых в поселке Сосново Ленинградской области. Когда проникаешь через ворота храмовой ограды на его территорию, создается ощущение, будто попадаешь в другое время, в былые времена, даже зная, что храм построен совсем недавно. Это ощущение не покидает ни на минуту, пока не выйдешь обратно за ограду. Для меня это доказательство огромного мастерства его создателей. Одним из основных отличий православной Церкви от других конфессий является ее преемственность, которая идет от самих апостолов через всю историю церкви. Поэтому вижу основную задачу авторов современных храмов в том, чтобы, приходя в новый храм, каждый человек испытывал подобные чувства, будто это тот же храм что и десять веков назад, в который тогда также приходили люди на совместную молитву.
Храм Всех Русских Святых в поселке Сосново

Из церковных проектов, выполненных в нашей компании, хочу выделить храмовый комплекс Казанской иконы Божией Матери на проспекте Славы, архитектура которого выполнена в канонических церковных традициях. Главный храм комплекс является четырехстолпным, крестово-купольным, с тремя нефами и некоторыми чертами напоминает знаменитую церковь Покрова на Нерли или Георгиевскую церковь в Старой Ладоге, которые считаются классическими образцами культового православного строительства. Неброские цвета комплекса решают сразу две задачи. Гармонично вписываются в цветовую гамму окружающей застройки и сглаживают эффект кричащих рекламных надписей на близлежащих торговых комплексах. Сейчас проект - в стадии ввода в эксплуатацию Малого храма комплекса. Надеемся, что он даст возможность жителям типового района найти дорогу к свету и реализовать личные духовные потребности.
Храмовый комплекс Казанской иконы Божией Матери на проспекте Славы

- Не секрет, что заказчиком на строительство храма может выступать не Церковь, а некий благотворитель. Могут ли его личные пожелания повлиять на архитектурную концепцию?

Т.Б.: Благотворители, желающие возвести храм, были всегда, это не какое-то новое веяние. В дореволюционный период знатные фамилии, в том числе и царские, а также богатые купцы достаточно часто жертвовали большие суммы на эти цели. Нередкими были и случаи, когда простые люди собирали деньги на постройку деревенской церкви, например, всем миром. Полагаю, что у каждого из жертвователей существовало некое представление, каким именно должен быть этот храм. Однако все они были людьми набожными, чтили церковные каноны. К тому же для проектирования и строительства все равно приглашался архитектор, который разбирался в основах церковного строительства и мог аккуратно использовать внешние архитектурные приемы «по запросу заказчика». Ведь и среди старинных церквей, сегодня можно выделись неорусский стиль, русско-византийский и т.д. Но, я лично, не могу припомнить ни одного примера, когда бы храмовая архитектура была противопоставлена традиции.

Сегодня среди благотворителей можно встретить людей более светских, но вычурных форм по-прежнему не наблюдается. Скорее, есть вопросы к качественной реализации проектов. К тому же компетентный архитектор всегда может объяснить не очень сведущему заказчику те самые традиционные приемы, без которых храм нельзя будет таковым именовать. Кстати, творческий энтузиазм заказчиков всегда можно направить в русло прилегающей к храму территории. Например, на устройство детской площадки и дополнительных построек - здания трапезной, церковно-приходской школы и др., где нет строгих правил следования канонам.

А архитекторы, желающие выразить себя в религиозной тематике, могут поискать околорелигиозные проекты. В нашей компании, например, был создан проект экспозиционно-просветительского комплекса «Музей Библии». Он получился каким угодно: гармоничным, светлым, авангардным, минималистичным, даже брутальным, но только не каноническим. Здесь сплетены христианские догмы с монолитным железобетоном, натуральным камнем, стеклом и металлом, а также актуальными мировыми тенденциями создания комфортного пространства. Но главным архитектурным акцентом фасада стала декоративная стена с линейными вырезами в виде креста. Как раз она и несет символическую нагрузку, заключающуюся в мудрости Библии. Своей формой по оси раскрытия к правой части здания она указывает праведный путь, в данном случае, к входной группе музейного комплекса.
Музей Библии

А что сложнее, на ваш взгляд, для архитектора: реконструкция храма, его восстановление по старым чертежам или проектирование нового храма?

Т.Б.: Воссоздание утраченного храма по сохранившимся фотоматериалам и чертежам и проектирование нового храма - это задачи, которые имеют кардинальное различие.

Восстанавливая храм, архитектор по сути уже имеет когда-то созданный проект, возможно, знает его автора. Здесь основная цель - это собрать максимальное количество информации об истории создания, проектирования, строительства, возможной перестройки храма. Проект воссоздания чем-то похож на реставрацию мозаики - нужно заполнить все недостающие участки панно, найти подходящие частички общего целого.

Проектирование нового храма – это, несомненно, более сложная задача. В Санкт-Петербурге можно наглядно увидеть, как различные исторические стили находили свое отражение в архитектуре храмов. Какой архитектурный стиль должен быть у храма современной эпохи - достаточно сложный вопрос, на который предстоит найти ответ автору проекта. На выбор стиля будет влиять месторасположение участка, история места нового строительства, а также размеры будущего храма и его функциональное назначение: собор, приходская церковь, часовня. Но еще более сложной задачей будет увязка традиционных канонов проектирования храмов с современными требованиями к безопасности, комфорту и энергоэффективности зданий. Ведь храм является еще и общественным зданием.

Хочу добавить, что оснащение любых исторических зданий современными инженерными системами - это трудная задача, связанная в основном с тем, что под размещение систем отсутствуют необходимые пространства. Здание церкви преимущественно представляет собой одно единое пространство, ограниченное конструкциями (стенами), на которых размещены элементы убранства, как внутри, так и снаружи. Они должны соответствовать определенным канонам. Следовательно, разместить инженерные системы нужно так, чтобы не нарушить проводами и трубами гармонию всех необходимых канонических символических элементов.

Материал размещен на Едином строительном портале Северо-Запада
архитектура
храмостроение