Новостройка в историческом центре – редкая возможность получить квартиру или апартамент XXI века в атмосфере Петербурга века XIX. Такие проекты были и остаются штучными. Они всегда – вызов для девелопера: место и окружение задают высокую планку. Как строить в центральных районах, чтобы – в хорошем смысле – «попасть в историю»? Допустимы ли в историческом центре яркие архитектурные решения?
Татьяна Бровкина:
– Если мы рассматриваем центр города как совокупность объектов культурного наследия, мы можем ставить себе единственную задачу: сохранить все, что построено до нас. Но тогда мы вынуждены игнорировать то, что на территории центра ведется активный бизнес и проживают сотни тысяч людей. Нужно искать баланс между сохранением и развитием. Сложный вопрос: как быть, если сохранять уже нечего, все исторические строения на участке утрачены. В таком случае есть два варианта. Первый – это псевдоисторическое здание, в некотором смысле «подделка» под архитектуру прошлых веков. Второй – современное здание, отвечающее правилам формирования градостроительной структуры исторического центра.
Возведение псевдоисторических зданий – это попытка создать иллюзию того, что утрачено, в некотором смысле – создание декораций. Наши предшественники – создатели исторических сооружений в центре города – поступали иначе. Именно поэтому сейчас у нас есть прекрасные примеры разнообразных стилистических решений характерные для разных исторических эпох. Мы смотрим на здание на Петроградской, фасад которого оформлен в стиле модерн, и связываем его постройку с началом XX века. Не вполне понятно, как псевдоисторические здания, построенные в начале XXI века, будут идентифицированы нашими потомками.
На мой взгляд, второй вариант – более честное и осознанное решение. Например, жилой комплекс на 10-й Советской улице идеально вписывается в контекст, не вызывает никакого отторжения. Офисное здание на Арсенальной набережной тоже потрясающе вписано в сложившуюся застройку, в то же время это современный объект, выполненный с применением новейших фасадных систем. Третий пример – здание в Ковенском переулке, рядом с католическим храмом Лурдской Богоматери. Храм постройки начала XX века имеет черты романского стиля и формирует вместе с современным зданием XXI века единую миниатюрную площадь. Различия контрастны и подчеркнуты, но это противоречие не разрушает сложившуюся среду исторического центра, а только усиливает интригу, создавая диалог между прошлым и настоящим.
Подробно об итогах дискуссии
читайте здесь.