Промышленная застройка – неизбежный спутник городов. Однако современное производство не отличается запоминающейся архитектурой. Причина – экономика проектов.
О том, что может сделать неравнодушный собственник, чтобы производственная площадка радовала глаз, рассказывает руководитель архитектурного отдела ГК «Глобал ЭМ» Татьяна Бровкина.
Современная промышленная архитектура Петербурга не отличается выразительностью. Зато промышленная застройка XIX и первой половины XX века оставила городу богатый художественный материал, который пока не удалось в полной мере ни сохранить, ни переосмыслить, ни продолжить в современных постройках.
Редакция NSP.RU совместно с экспертами ГК «Глобал ЭМ» попытались найти ответ, почему так произошло? А заодно подготовили небольшой гайд по ярким и до сих пор недооцененным горожанами и туристами промышленным памятникам Петербурга.
– Какие старинные промышленные здания Петербурга восхищают лично вас?
Т.Б.: Мне нравится краснокирпичная промышленная архитектура Петербурга. Во-первых, за внешнюю статность и масштабность. Возьмем кварталы «Красного треугольника» или «Невской мануфактуры». В тех случаях, когда современному девелоперу удается комплексно отреставрировать похожий квартал, его посетителю представляется редкая возможность перенестись в другую эпоху. Внутреннее закрытое пространство дает ощущение полного погружения в прошлое.
Во-вторых, архитекторы грамотно работали с материалом, придавая технологическому объекту весьма эффектную оболочку с помощью кирпича. Поразительно, что многие мануфактуры, построенные в конце XIX – начале ХХ века, имели внутри такой же металлический конструктив, что и в современных производствах.
Наша компания занималась одним из таких мастодонтов. Старинный меднопрокатный и трубный завод «Розенкранц», он же завод «Красный выборжец», появился на правом берегу Невы в середине XIX века и был поставщиком крупных предприятий Санкт-Петербурга и европейской части России. Несколько заводских корпусов включены в реестр объектов культурного наследия. Мы разработали проект приспособления к современному использованию для старейшего здания в составе завода – дома управляющего. Получилось интересно перекрыть двор и создать стеклянный фасад, объединяющий два здания, не нарушив предписания КГИОП и добившись современного прочтения пространства.
Но таких зданий в краснокирпичном стиле в Петербурге довольно много, а хочется напомнить о тех, у которых нет аналогов.
Во-первых, это водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик» – блестящая архитектурная фантазия Якова Чернихова, символ эпохи авангарда. Обтекаемая железобетонная форма эффектно подчеркивает производственное назначение башни.
Еще одним шедевром я считаю Левашовский хлебозавод. Архитектор Георгий Марсаков объединил вертикальный и кольцевой конвейеры под оригинальной архитектурной оболочкой, повторяющей формы технологического оборудования. Здесь есть не только эстетическая, но и функциональная сторона – он «вписал» предприятие большой мощности в небольшой производственный участок.
И, безусловно, силовая подстанция фабрики «Красное знамя», которая не просто обеспечивала производство водой и энергией, но и смотрелась как его локомотив. Кстати, это единственное здание из заводского комплекса, которое было построено по оригинальному проекту Эриха Мендельсона. Остальные были значительно упрощены.
Наталья Клестова, руководитель архитектурной группы ГК «Глобал ЭМ», приводит в пример опыт компании над этим знакомым горожанам проектом:
– Обычно обращают внимание на силовую подстанцию фабрики «Красное знамя». Но не менее интересными являются и сами цеха, в частности, текстильно-чулочный. Корпуса фабрики находятся в крайне плачевном состоянии, но реконструкция даст толчок к развитию всей территории. История фабрики, место, где она расположена, запоминающаяся архитектура – все это, как минимум, притягательно.
Проект по развитию территории бывшей фабрики – нерядовой и довольно сложный в техническом плане. Там задумана не только гостиница, но целый комплекс – торговые площади, офисы, спортзал, ресторан, паркинг.
Непросто было вписать задуманную заказчиком концепцию в рамки действующих норм, обеспечить здания современной инженерией, разработать конструктивные решения с сохранением существующих конструкций и в условиях плотной городской застройки, при этом выполнить охранные обязательства и рекомендации экспертов КГИОП.
Работа над проектами такого статуса, уровня и сложности – всегда вызов, и, на мой взгляд, наша компания достойно с этой задачей справилась.
Поэтому мы гордимся тем, что этот комплекс стал
лучшим проектом реновации в рамках конкурса «Лидер строительного качества – 2022».
– Почему же современная промышленная архитектура столь невыразительна?
Т.Б.: Главная причина – экономика проекта. Для промышленных корпусов сегодня используют быстровозводимые конструкции: металлические каркасы, сэндвич-панели. Они так же быстро разбираются в тех случаях, когда производство нужно куда-то срочно перенести. Производства стали более мобильными, но утратили архитектурную составляющую.
Но даже такие объекты могут иметь выразительный облик, характер – не вопреки, но благодаря производственной функции. Здания должны формировать определенную композицию, сочетаться друг с другом по цвету, объему, фактуре материалов.
Главное – желание собственника. Ведь именно владельцы мануфактур трепетно относились к их архитектурной составляющей. Они видели в этом утверждение, продолжение и поддержание статуса рачительного хозяйственника. Это работало на бренд частного предприятия, говоря сегодняшним языком. Владельцы производств не гнушались строить рядом с цехами не только рабочие городки, но и собственные особняки – и часто в том же стиле.
Сегодня завод стал просто местом работы для персонала, источником дохода для акционеров. Зачем тратить деньги на архитектора, если и инженер может создать типовые корпуса по типовому проекту. А при проектировании достаточно соблюдать общестроительные и противопожарные нормы. К облику требований мало – в том числе со стороны государства. Возможно, более жесткая регламентация подстегнет инвесторов уделять внимание не только технологии, но и архитектуре.
– Сегодня производства переезжают из центра на окраины города. Может быть, действительно, не стоит уделять особое внимание их облику?
Т.Б.: Пару веков назад картина была ровно такой же. Отсюда и появился «серый пояс» Петербурга – тогда это были окраины. Собственникам современных предприятий стоило бы задуматься хотя бы о своих сотрудниках. Приходилось бывать на производственных площадках газобетонных блоков, кирпичей, витражных конструкций. Это шум и пыль в цехах. Полный рабочий день в таких условиях отражается на психическом и физическом состоянии сотрудников.
Вместо комнаты отдыха или курилки перед входом гораздо эффективнее создать на территории озелененные участки со скамейками, небольшие прогулочные зоны, чтобы в обеденный перерыв люди могли сменить обстановку и отключиться от производственного графика на 20–30 минут. А небольшая цветовая доработка фасадов сделает цеха привлекательными, и ходить на работу станет приятнее.
Кстати, и жителям ближайших кварталов приятнее видеть из окон симпатичные заводские корпуса. Ведь не только промышленность переезжает на окраины, жилых новостроек там тоже немало. Возможно, вдоль промышленной территории стоило бы устроить променад. Но, видимо, это мечты.
– А современному архитектору интересно, в принципе, работать с промышленными объектами? Ведь есть более интересные сферы.
Т.Б.: Безусловно, это очень интересный, совершенно иной опыт для тех, кто занимается исключительно гражданским проектированием. Это особый вид искусства, где идти придется от технологии. Архитектору необходимо работать непосредственно с технологом, понимать суть производства и технологические процессы, грамотно выстроить инженерные системы, сделать удобными рабочие места. Архитектурный облик и ландшафт будут закладываться на последнем этапе проектирования.
ГК «Глобал ЭМ» имеет опыт благоустройства промышленной территории, рассказывает Елена Козинец, руководитель отдела генерального планирования компании:
– Технопарк Руднево в Москве – плотно застроенная производственная площадка. У каждого цеха и склада должен быть собственный подъезд для техники, погрузочно-разгрузочная зона. Все это приводит к необходимости асфальтировать практически всю территорию парка. Несмотря на это, нам удалось выполнить пешеходные и зеленые буферные зоны между корпусами.
Проектом предполагались не только посадки различных кустарников, но и формирование клумб и пейзажных композиций возле пешеходных зон со скамьями для отдыха. Важную роль играли композиции перед КПП, составленные из многолетних растений и хвойных кустарников.
Промышленные площадки не напрасно ассоциируются с яблонями или сиренями – они хорошо приживаются, не требуют особого ухода, дарят чувство вдохновения. Для Руднево мы использовали сорта сирени от известного селекционера Леонида Алексеевича Колесникова. В частности, «московские» сорта: «Утро Москвы», «Огни Москвы», «Красавица Москвы».
Условием комфортной рабочей среды являются зоны для отдыха и спорта. Труд на предприятии может быть непростым, кто-то, согнувшись, вытачивает мелкие элементы, кто-то присесть не успевает. Важно иметь возможность время от времени выйти размяться. Для этих целей в разных частях технопарка проектировались спортивные площадки с разнообразным оборудованием. К сожалению, проект был реализован в упрощенном виде: по зонированию, цветам, материалам на фасадах.
Промышленная архитектура для петербуржцев – способ оказаться в другой эпохе
В подготовленную нами историческую подборку вошли здания, построенные в разное время и в разных архитектурных стилях. Многие до настоящего времени используются по своему первому и основному назначению.
Бумагопрядильная мануфактура
Одна из самых старых фабрик Петербурга, здание которой не только сохранилось до наших дней, но и используется по прямому назначению – бумагопрядильная мануфактура «Невка», ставшая прядильно-ниточным комбинатом «Красная нить» после национализации.
Мануфактура была основана купцом И. И. Торшиловым в 1849 году на Выборгской стороне. Первый производственный корпус с двумя крыльями был возведен буквально за два года по проекту архитектора А. Н. Рокова в стиле раннеанглийской промышленной архитектуры.
Если бы не высокая заводская труба, фабрику вполне можно было бы принять за замок. По задумке архитектора и по тогдашней моде, производственные корпуса фабрики были как бы «утоплены», отодвинуты за красную линию, в глубь территории. На красной линии были отстроены малоэтажные конторские корпуса.
Мануфактура расширялась вплоть до 1911 года: появились еще одно крыло, цеха, дополнительный энергоцентр и корпус ниточной фабрики.
Комплекс зданий мануфактуры был включен в перечень памятников архитектуры в качестве выявленного объекта культурного наследия в 2001 году.
Механический завод К. Б. Зигеля (Дом с мишками)
В 1888 году саксонский инженер и предприниматель К. Зигель выкупил у купчихи Сидоровой обширный участок земли с огородами на Николаевской улице (сегодня ул. Марата). С одной стороны участка он начал возводить собственный особняк, с другой – механический завод, названный в его честь.
Архитектору И. С. Китнеру, который специализировался на краснокирпичном строительстве, были даны указания придумать что-то особенное. Поэтому неоштукатуренные кирпичные фасады украсили остроугольными щипцами с арками, в которых помещены сложные композиции с изображениями инструментов, монограммы владельца и растительным орнаментом, выполненные в технике граффито. Для декорирования фасадов также использовали натуральный камень и терракоту.
С 1902 года вход на предприятие украсили две статуи бронзовых медведей, отлитых по модели скульптора А. Обера, за что здание прозвали в народе «Домом с мишками». Заводские корпуса были признаны объектом культурного наследия регионального значения в 2015 году. Сегодня здесь располагается часовое предприятие «Хронотон».
Центральная электрическая станция городского трамвая
Всего за двадцатилетие модерн, не боящийся экспериментов, изменил облик многих районов города и даже нашел свое отражение в промышленной архитектуре. Одним из самых главных производственных памятников, созданных в этом стиле, остается Центральная электрическая станция городского трамвая на Атаманской улице.
Здание возводили в 1906–1907 гг. специально к моменту появления в городе нового общественного транспорта – трамвая. Проект был разработан группой архитекторов под руководством А. И. Зазерского.
Наиболее выразительным получился фасад административной части станции, украшенный лестничной башней с округлыми окнами – люкарнами.
Весь облик здания наполнен противоречиями: косые линии, рваный гранит в цоколе и ажурные решетки парапета кровли, бетонные поверхности на фоне кирпича, резкий контраст красного и белого, световые окна со стеклами шестиугольной формы над машинным залом.
Ансамбль является культурно-историческим памятником. Здание Центральной электростанции до сих пор используется по своему первоначальному назначению.
Элеватор «Невская мельница»
Еще более необычным промышленным зданием является элеватор мукомольного комбината «Невская мельница» на проспекте Обуховской Обороны. Этот серый бетонный гигант, в силуэте которого облик средневековой крепости смешался с брутализмом, некоторые источники относят к модерну. Он чем-то напоминает гигантскую сложенную гармонь и до сих пор задает тон в индустриальном пейзаже этой части города.
Элеватор был возведен в 1911–1912 гг. по проекту И. Н. Квиля как логическое продолжение «Хлебного городка», который начался со строительства паровой мельницы на пересечении Невы и Обводного канала. Здание элеватора примечательно тем, что пластика его фасадов повторяет происходящие внутри технологические процессы. Железобетонная структура сооружения образована гигантскими вертикальными силосами и гранеными выступами закромов.
Распоряжением КГИОП в 2016 году здание элеватора признано памятником промышленной архитектуры. Мукомольный комбинат планируют вывести из исторического центра. Дальнейшая судьба элеватора пока неизвестна.
Фабрика «Красное знамя»
Даже конструктивизм оставил свой след в промышленной архитектуре Петербурга. Одним из его символов является здание силовой подстанции фабрики «Красное знамя», построенной по проекту немецкого архитектора Эрика Мендельсона в 1928 году. В его плавных полукруглых объемах, врезающихся в острый уличный перекресток, были размещены колодец, отстойник, резервуар с водой, фильтры, насосы, водонапорный бак.
Здание обеспечивало фабрику и паром, и электроэнергией. Сам архитектор видел в нем «корабль, который тянет за собой все производство». Новаторский проект иностранца был не очень тепло принят в среде ленинградских архитекторов, но, безусловно, оказал влияние на новую архитектуру города. Статус объекта культурного наследия регионального значения был присвоен зданию в 1988 году.
В 2003 году фабрика прекратила работу. Несколько лет подстанция было законсервирована, а затем отреставрирована. Восстановили внешний облик постройки и внутренний объем исходя из изначального проекта. Подстанция и сегодня остается доминантой квартала, но ее будущий функционал неизвестен.
Материал опубликован на портале "Недвижимость и строительство Петербурга"