icon_menu

Меню

logo logo
Обсудить проект
Закрыть icon
Обсудить проект
Выберите услугу или услуги, которые вам интересны и оставьте номер телефона — мы перезвоним в удобное время.
Девелопмент
Генеральное проектирование
Генеральный строительный подряд
Испытательный центр

08.08.2022

icon

Татьяна Бровкина о современной кирпичной архитектуре

Интерес людей к кирпичу будет то угасать, то разгораться с новой силой. Но этот интерес никогда не исчезнет полностью, а прорывные технологии позволят кирпичу всегда оставаться в тренде
icon
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней» – так начинается повествование о самом известном в истории строительном провале. Возвести башню до небес тогда не позволила людская гордыня, а не качество материалов. Ведь кирпич принадлежит к числу гениальных изобретений человечества и остается строительной константой многие тысячелетия. Сохранит ли он это первенство и дальше?

Люди любят кирпич подсознательно. Ведь этот маленький брусок был придуман коллективным разумом, вылеплен обычными руками, уложен в стены большей части зданий мира. Люди любят кирпич инстинктивно. Он «живой», природный. Он дарит приятные тактильные и визуальные ощущения. Даже штампованный заводской кирпич проходит огонь, словно вбирает в себя его тепло, чтобы потом согревать человеческие мирки, заключенные в стены.

Для архитектора кирпич не только материал, это точка отсчета, изначальный модуль, единица измерения, сомасштабная человеку, которая позволила простую стену трансформировать в икону стиля. Романского, готического, модернистского, экспрессионистского. Кирпич позволяет создавать любой из них, даже если обыватели называют их все «кирпичной архитектурой».

Благодаря тому, что кирпич – мелкоформатный кладочный материал, он помогает проявлять задумку автора, архитектонику здания, взаимосвязь его конструктивных элементов. Он дает возможность выразить и подчеркнуть форму, линии, пропорции. Великий скульптор сказал, что для создания шедевра надо взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее. На что любой архитектор мог бы возразить: «Я просто беру кирпич и дорисовываю все недостающее».

В северных широтах, в Петербурге в частности, кирпич появился не так давно. Поэтому проследить эволюцию отношения обычных людей и архитекторов к кирпичу здесь проще.

Кирпич в Петербурге появился по принуждению. Желая быстрее отстроить молодую столицу, царь Петр издал указ о запрете каменного строительства по всей России, кроме города на Неве. Таким образом появились сразу два типа «кирпичных» зданий. Первые действительно возводились из кирпича, при этом использовали его исключительно как строительный материал, а фактуру прятали под модными штукатуркой и лепниной. Другие здания, напротив, имели фактурные стены, потому что штукатурку разрисовывали «под кирпич», скрывая недорогие деревянные стены.

Эстетические свойства кирпича были оценены петербургскими архитекторами только во второй половине XIX века. Его четкие геометрические формы на фасадах зданий буквально вытеснили барельефы и завитушки. Изысканность зданий теперь подчеркивали полихромные кирпичи разной формы, керамическая плитка, элементы из грубого камня, а также умение архитектора играть рисунком стены с помощью выступов и западов. Причем кирпичная кладка позволяла одинаково эффектно реализовывать проекты как в популярном романтическом немецком, так и в псевдорусском стиле.

Лишь одно качество кирпича немало смущало и строителей, и жильцов. Несмотря на внешнюю теплоту этого материала, его пористая структура не позволяет обеспечить необходимую сопротивляемость местным климатическим условиям и несет зданиям значительные теплопотери. Потому старинные петербургские дома имеют кладку в три кирпича и более.

Любые вызовы требуют инновационных технологических решений, и кирпич начал утрачивать основную строительную функцию. Уже в начале ХХ века несущие опоры стали возводить из железобетона, снижая стоимость строительства и отводя кирпичу декоративно-облицовочную роль. К тому же архитекторам было, безусловно, интересно поиграть в новые бетонные материалы, которые уступали кирпичу в эстетике, зато давали возможность искать другую пластику.

Затем пришло время «панелек». Казалось, что кирпич навсегда пропал с городских улиц. Кирпичных проектов остались единицы, он стал признаком элитного домостроения. Но любовь к кирпичу люди сохранили – и, как могли, старались принести кирпич в собственные дома. Потому был высок спрос на пластиковые панели, обои и даже клейкую пленку, имитирующие этот материал.

Возрождение интереса к нему на массовых стройках произошло около 15 лет назад – благодаря повышению требований к эстетическим свойствам и экологичности зданий. Осознание и понимание природы материала, из которого построен дом для жизни и работы, стало играть все большую роль в формировании предпочтений при вы - боре материалов. А у архитекторов вновь появился шанс раскрыть красоту зданий через разнообразие композиционных приемов, осуществить которые позволяет только кирпич. Он способен и гармонично вписать новое строение в старинную городскую ткань, и улучшить эстетику тех самых невзрачных панельных районов.

Пока архитекторы вновь привыкают к подзабытому материалу, технологи ломают головы над тем, каким образом можно изменить его базовые свойства и расширить возможности в поиске новых форм для современных зданий. Сегодня один из наиболее перспективных материалов, способных не только улучшить экономику стройки, но и сделать подарок для фантазии архитекторов, – воздушная керамика. Ее вполне можно назвать близким родственником кирпича. Это легкий керамический материал, не уступающий по прочности, теплопроводности, экологи - ческой безопасности.

Он создан по технологии открытых и закрытых пор, которая позволяет выпускать не только облегченный кирпич традиционного размера, плиты и блоки, но и мельчайшие элементы декора. Воздушная керамика помогает архитектору почувствовать себя еще и скульптором. Не просто дорисовывать все нужное, но и отсекать ненужное – обычной ножовкой прямо на строительной площадке.

Поэтому сложно представить современное строительство, где кирпич играет конструкционную роль. Ему отведена скорее декоративная миссия. Миссия сохранения исторической памяти, тепла очага как базового элемента любого жилища. Возможно, интерес людей к кирпичу будет то угасать, то разгораться с новой силой. Но этот интерес никогда не исчезнет полностью, а прорывные технологии позволят кирпичу всегда оставаться в тренде.
архитектура
кирпичное строительство